ИИ-прогрессор и Матрица патерналиста
Люди любят загружать себя значимыми рутинными процессами и нуждаются в ощущении самореализации, самоактуализации и востребованности. Поможет ли им ИИ?
Авторство концепции прогрессорства, или идеи способствования развитию культур и рас, находящихся на относительно низких технологических уровнях, приписывают братьям Аркадию и Борису Стругацким.
Вмешательство представителей высокоразвитых цивилизаций в дела “отстающих коллег” рассматривалось в культуре под самыми разными углами: от одноуровневых сюжетов колонизаторства и войн, до рассуждений на тему того, что конкретно могли бы дать своим невольным “подопечным” те самые прогрессоры. Наиболее ярко эта тема раскрывается, например, в диалоге Руматы и Будаха, героев повести Стругацких “Трудно быть богом”:
- Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
- И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
- Не давай им всего сразу! - горячо сказал Будах. - Давай понемногу, постепенно!
- Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Следует оговориться, что по словам Бориса Натановича Стругацкого, Румата и другие персонажи повести не были прогрессорами, а события книги скорее относились к их самодеятельности, не одобренной начальством. И все же - что на самом деле могли бы даровать современному человечеству гипотетические прогрессоры?
Вероятнее всего, речь идет не о конкретном продукте, который сильные “аборигены” могли бы в тот же миг отобрать у слабых - нет смысла бороться с симптомами и презентовать дикарям колеса и порох. Системный подход предусматривает изменение образа мыслей и картины мира “дикарей” таким образом, чтобы абстрактные “колеса” и “порох” стали побочным продуктом дальнейшей эволюции общества.
Коробочных решений проблемы прогрессорства “под ключ” в современном мире не наблюдается. Для того, чтобы “вытащить себя за волосы из болота”, человечеству приходится подбирать наборы параметров, при которых избранные экосистемы работают и развиваются. Процесс сопровождается эпизодическими прорывами, представляющими миру доселе неведомые наборы новых механик и правил игры. Как когда-то сказал министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Ахмед Заки Ямани, “каменный век завершился не потому, что у пещерных людей закончились камни”.
Мы уже говорили о том, что современное человечество отлично работает в условиях сиюминутного спринта, однако даже не задумывется о потенциальных результатах марофона. “Нам бы только ночь простоять да день продержаться” - этот девиз отлично характеризует современное общество, в частности - отношение мира к вопросам экологии и общественного блага. Слабости человечества подметил канадский писатель-фантаст Питер Уоттс в романе 2006 года “Ложная слепота”:
Слишком многое ограничивает нас со всех сторон. Самые устойчивые философские основы бескорыстия рушатся под натиском грубых мозгостволовых императивов эгоизма. Изящные и стройные уравнения предсказывают поведение квантового мира, но не помогают объяснить его. За четыре тысячи лет мы не смогли доказать себе, что реальность существует вовне наблюдателя от первого лица. Мы слишком нуждаемся в интеллекте, превосходящем наш собственный.
Предстоящее внедрение искусственного интеллекта кардинально изменит механику принятия большинства наших решений: от фундаментальных, затрагивающих, например, вопросы здоровья и выбора спутников жизни, до мелочей, связанных с повседневной рутиной.
Речь не идет о разумных self-sentient системах - Скайнету придется подождать. Между тем, отдельные алгоритмы, платформы и программные решения утрачивают линейный характер и учатся регистрировать паттерны, предугадывать результаты тех или иных событий и оказывать на них определенное влияние.
Том подумал, что жить на свете не так уж плохо. Сам того не подозревая, он открыл великий закон, управляющий человеческими действиями, а именно: для того чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь, нужно только одно — чтобы этого было нелегко добиться. Если бы Том был великим и мудрым мыслителем, вроде автора этой книги, он сделал бы вывод, что Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — то, чего он делать не обязан.
Приключения Тома Сойера. Марк Твен
Как показывает практика, люди испытывают максимальный комфорт в условиях жестко структурированного окружения, “душевного равновесия” и привычных обстоятельств. Патерналисты и вовсе мечтают о том, чтобы вручить ответственность за свою жизнь и выбор кому угодно другому: Богу, правителю или хотя бы старшему по подъезду или по бараку. Присущая большинству живых организмов склонность к гомеостазу и “рутине со знаком плюс” дополняется людской тягой к значимости, самореализации и самоактуализации. Красивая фраза Ницше о том, что если у человека есть "зачем" жить, он может выдержать любое "как", в наше время утрачивает всякую актуальность: зачем обременять мозг вопросами о том, как быть счастливым здесь и сейчас, если ту же проблему может решить искусственный интеллект? Стоит отметить, что в задачи нового ИИ войдет не только удержание человека в “зоне комфорта”, но и “выгуливание” владельца за ее пределами, направленное на персональный рост и наращивание нейронных связей.
Мир подошел к рубежу, за которым свобода воли сводится к необходимости выбирать “правильные” действия там, где иные варианты вели бы к “ошибкам”. Люди доверяют свое здоровье фитнес-трекерам, используют автоматику для улучшения сна и показателей пройденных за день шагов. Дейтинг-приложения и сайты знакомств вовсю обращаются к алгоритмам: онлайн-платформы вовсю участвуют в процессе формирования семей! Стоит ли говорить о том, что подобные применения - лишь малая толика того, что мог бы дать человечеству набор технологий, стоящий за распиаренным термином “ИИ”?
Противники теории приведут в качестве основного аргумента отсутствие самого ИИ, а также слабость современных компьютеров. Может быть и так - вот только их производительности уже хватает на то, чтобы выявлять тренды, делать выводы и всячески “заглядывать в будущее”.
Человечество меняло авторитеты как перчатки на протяжении всей обозримой истории. На смену “божественной” власти пришла власть теневая и “оккультная”, щедро сдабриваемая современными либеральными ценностями и концептами гуманизма. Кто знает - возможно, в будущем вопросы власти уйдут компьютерам? Так сказать, на аутсорс?
Античное изречение “познай самого себя”, большое значение которому придавал Сократ, в новых реалиях плавится и трансформируется. Познание становится процессом, а не целью, причем за штурвал корабля можно посадить программного робота! Жизнь человека в двадцать первом веке - отнюдь не сахар. Многие люди чувствуют себя одинокими и брошенными - все больше пассажиров начинают задумываться о том, не несет ли корабль на рифы. Так почему бы этим несчастным и недовольным не обратиться к внешней силе, которая, впервые в истории, даст им нечто большее, чем простое ощущение сопричастности?
ИИ, роботы, онлайн-платформы и мобильные приложения оптимизируют отдельные элементы нашей повседневности. Со временем доля их участия расширится, быть может - даже превзойдет нашу собственную. Так или иначе, привилегия, радость и тяжкое бремя жизни останутся кредом мыслящих углеродных форм жизни. Остается надеяться, что многие из этих форм станут улыбаться и радоваться чуть чаще.
По материалам: forbes.com
За новостями робототехники, ИИ, а также за трендами в этих областях удобно следить в телеграм-канале prorobots