Немного теории игры: базовая сложность

16.07.2020 10:19:33

Игра "Рисовый фермер" сделана по мотивам исследований эгоизма и альтруизма, разных видов конкуренции. Прежде чем разбираться с самой игрой, приведу бактериальный пример, чтобы было понятнее, кто такие альтруисты и эгоисты.

Pseudomonas fluorescens - бактерии, которые обычно живут в толще воды или питательного бульона, но когда их становится слишком много кислород на глубине заканчивается и оказывается выгодно обитать около поверхности. Однако в одиночку бактерии не могу удержаться на поверхности, потому они образуют колонии, где каждая бактерия синтезирует клей - липкое вещество, которое выделяется наружу, склеивающее клетки в небольшой плотик. Это и есть альтруисты: они тратят много сил на синтез клея, начинают медленнее размножаться, зато все вместе держатся на поверхности и получают групповые преимущества.

В таком исключительно альтруистическом обществе всегда появляются эгоисты - это очень выгодно. Ты не тратишь сил на синтез клея, быстро размножаешься, но имеешь наравне со всеми общие групповые преимущества. И всё хорошо, пока эгоистов немного, когда их становится много, плотик разваливается - некому синтезировать клей. Все теряют групповые преимущества. То есть быть эгоистом среди эгоистов - практически не выгодно.

Надеюсь, вы поняли, кто такие альтруисты и эгоисты с точки зрения биологии. И поняли, что даже на таком простом уровне не всегда выгодно быть эгоистом.

В игре "Рисовый фермер" альтруисты - это те, кто сажает много риса, столько сколько могут, оставляя минимум на проживание. Эгоисты - те, кто ничего не сажает или сажает по минимуму.

Я не буду советовать ни одной стратегии, так как этот выбор зависит от ситуации, от того, как ведут себя другие члены общины. Дальше речь пойдёт только про относительно большие общины, так как в малых группах, как и всегда, система слишком неустойчивая, чтобы было интересно её описывать. Именно из-за этой неустойчивости интересно играть, когда в группе более шести человек.

Не буду советовать стратегии, но опишу несколько крайних вариантов, чтобы можно было себе представить, к чему приводят те или иные действия. Для начала опишем несколько базовых ситуаций в группах в 10 человек.

1) Альтруисты: все сажают одинаково и максимально возможное количество.

2) Эгоисты: никто ничего не сажает.

3) Эгоист в раю: один из 10 игроков эгоист, а остальные альтруисты, мы посмотрим сколько будет у этого одного эгоиста.

4) Умеренные эгоисты: все сажают одинаково, но некое среднее количество.

Вот график запасов у таких игроков:

Эгоисты умирают почти сразу, что не удивительно.

Эгоист в раю, как и понятно из названия, накапливает значительно больше всех остальных.

А вот умеренные эгоисты, оказывается, накапливают меньше, чем альтруисты, что на первый взгляд неожиданно.

При этом те девять альтруистов, что кормят одного эгоиста в раю, накапливают больше, чем умеренные эгоисты (этого нет на графике).

Дальше думайте сами - какая стратегия вам больше подходит, чтобы накопить риса больше, чем у остальных в общине.

Всё выше сказанное описывает внутривидовую конкуренцию внутри одной группы. Острейшая конкуренция за получение титула победителя. Однако, самое интересное начинается, если у нас появляется межгрупповая конкуренция - в какой группе лидер по запасам наберёт больше и какая группа накопит больше запасов в сумме.

Эти конкуренции похожи на реально существующие: внутри группы особи борются за то, кому достанется больше еды, кто успешнее размножится, а группы борются за территорию и прочие общие ресурсы, которые всегда ограничены. Конкуренция между особями всегда сильнее межгрупповой, но последняя при этом имеет значительное влияние. В игре ограниченные ресурсы - это первое место в личном зачёте и первое место в групповом зачёте.

Когда существует два типа конкуренции, то оказывается, что у них разные цели. Эгоисты лучше выигрывают в конкуренции между особями, но ослабляют группу в целом. Это видно, если посмотреть на график, приведённый выше. Наличие эгоистов уменьшает собираемый урожай, а значит уменьшается общий запас общины - увеличивая личный запас одного из членов общины. То есть чтобы выиграть групповой зачёт, нужны альтруисты, но тогда можно проиграть в личном зачёте...

Такое разнонаправленное действие конкуренций и отборов называется "двойным перетягиванием канатов" и это одна из важных причин, почему альтруисты не вымирают. Надеюсь в игре тоже получится задействовать этот механизм поддержания альтруистов.

Такие механизмы работают в простых системах, где альтруисты не научились защищаться от эгоистов. Существуют, даже у бактерий, усложнённые системы с защитой от излишнего эгоизма - в игре это тоже появится, но об этих механизмах - в другой раз.


0
5 наград
55.957952 Ƶ
Отобразить форму комментирования
Комментарии