«Век ради вечности»: столетие Центра имени Грабаря отмечается выставкой
4 ноября Реставрационный центр имени Грабаря принял участие в городской образовательной акции «Ночь искусств». Мастерские и выставочный зал центра занимают один из исторических корпусов аэрогидродинамического института ЦАГИ на улице Радио. Кстати, ведущий институт по исследованию аэродинамики летательных аппаратов был основан в 1918 году и в том же году художник и искусствовед Илья Грабарь стал инициатором создания Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи.
Ещё до революции Илья Грабарь был известен как художник, издатель многотомного научного труда «История русского искусства», попечитель Третьяковской галереи. Он понимал, что в сложных условиях смены государственного строя необходимо спасать памятники культуры, нужно ввести учёт памятников, чтобы избежать разграбления. И он инициировал создание Комиссии, создание реставрационных мастерских, из которых со временем вырос нынешний Реставрационный центр.
К столетнему юбилею на двух этажах выставочного зала развёрнута экспозиция, представляющая работу всех отделов Центра Грабаря, двенадцати реставрационных мастерских и отдела экспертизы произведений искусства. Специалисты Центра работают с любыми произведениями разных эпох, это и иконы, и живопись, и скульптура, и мебель. Реставратор - профессия консервативная, сейчас в штате около 200 сотрудников, стаж некоторых составляет и двадцать, и даже пятьдесят лет, но и много молодёжи приходит на стажировку из Строгановки, из Суриковского училища.
Ещё до войны в этом просторном ангаре могло уместиться несколько самолётов, в том числе тяжёлые бомбардировщики. С переводом некоторых лабораторий ЦАГИ в Подмосковье цех был реконструирован.
Своего фонда у Центра Грабаря нет, все экспонаты юбилейной выставки «Век ради вечности» доставлены из пятидесяти московских и региональных музеев. Музеи обращаются в Центр, заключают договор, привозят в мастерские нуждающиеся в восстановлении произведения искусства и после проведения реставрационных работ шедевры возвращаются в музейные фонды. Ещё в первые годы советской власти в мастерских трудились лучшие специалисты, признанные мастера, среди самых первых заказов можно назвать исследование и реставрацию икон из Кремлёвских соборов, икон Андрея Рублёва, фресок Феофана Грека.
Работа над иконой обычно начинается с рентгенографии для выяснения степени сохранности авторского красочного слоя и авторского рисунка. Затем удаляются потемневшая олифа и поздние записи, восполняются утраты красочного слоя, поверхность покрывается защитным слоем лака.
Во время реставрации живописных полотен удаляются поздние вмешательства, укрепляются красочный слой и грунт. Картина Доссо Досси «Святой Иероним» прошла полный комплекс реставрационных мероприятий, начиная от лабораторного химического анализа, удаления ветхого холста и дублирования на новый холст. Поздние записи, перекрывающие авторский слой, были послойно удалены под микроскопом.
Потолочная роспись из часовни в Национальном парке «Кенозерский» в Архангельской области. Это нечастый случай реставрации столь масштабного произведения - специалисты Центра Грабаря работают непосредственно в своих мастерских, не выезжают на место для работы с памятниками архитектуры, фресками, интерьерами.
Реставраторы решают и творческие задачи, например, панно середины XVII века с изображением оленя, доставленное из грота усадьбы Кусково, выполнено из ракушек и для его восстановления применены нетрадиционные технологии. Недостающие ракушки для создания целостного восприятия были заменены вставками из других материалов, имитирующими ракушки.
Выставка«Век ради вечного» открыта для посещения до 30 ноября.
Узнать больше о сохранении культурного наследия можно на сайте.