Паломническая экскурсия «Москва Ивана Калиты»
Объединение «Русские Мотоциклисты» при поддержке мотоклуба «Ночные Волки» уже пятнадцать лет совершает паломничества по православным храмам и монастырям, организует экскурсии по необычным маршрутам, посвящённым историческим личностям. Слово «Русский» в названии мотосообщества не является чем-то шовинистическим. В рядах мотоциклистов могут быть люди разных национальностей, но всех их объединяет стремление к духовности, открытию для себя истории Православия. География поездок обширна. Только за 2018 год «Русские Мотоциклисты» совершили восемь больших путешествий по России, побывали в Сербии, Македонии, Словакии. «Русские Мотоциклисты» демократичны, в паломничестве могут участвовать все желающие. К колонне мотоциклистов присоединяются люди на автомобилях и автобусах, для кого-то это именно паломничество с участием в богослужениях, а для кого-то - туристический маршрут.
Накануне Рождества состоялась очередная такая поездка, организованная для молодёжи. Она была посвящена житию князя Ивана Калиты, о котором известно не слишком много. И на иконах он изображался редко. Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий, но влиятельным городом Москва стала именно при Иване Калите. Можно вспомнить строчки из песни Владимира Высоцкого: «Но под властью татар жил Иван Калита и уж был не один, кто один против ста». Высоцкий, обладавший большой эрудицией, имел в виду объединение удельных княжеств против общего врага.
Бюст Ивана Калиты на Аллее Правителей в Петроверигском переулке
Двухдневная паломническая экскурсия началась утром 5 января с молитвы в храме Преподобной Евфросинии Московской, супруги Дмитрия Донского. Благое дело всегда начинается с молитвы. Мы постоянно стремимся открывать что-то новое, возможно, для кого-то таким открытием станет несложная молитва, обращённая к Богу: «Господи, благослови!».
Храм Евфросинии Московской - один из молодых храмов, построенный на Нахимовском проспекте в 2010 году во Владимиро-Суздальском стиле. При храме открыты воскресная школа, миссионерский кружок, православный лекторий, социальная группа «Милосердие» опекает больницы и помогает многодетным семьям.
В русской истории почётное место занимает князь Дмитрий Донской. С его именем связана победа русского войска на Куликовом поле. Этот успех был впервые достигнут объединёнными отрядами нескольких княжеств, которыми руководил один полководец - князь Московский и остальные князья эту власть признали. Прежде за 150 лет татарского ига такого единства не удавалось добиться.
Но началась история собирания земель вокруг Москвы несколько раньше, с первого князя Московского Даниила и его сына Ивана Калиты. Главным городом Руси в те времена была богатая Тверь, Москва оставалась небольшим, мало что значащим городком и Иван Калита стал именно тем человеком, который способствовал объединению княжеств вокруг Москвы, да и его прозвище «Калита» означало кошель, тот предмет, в который собирают нечто ценное. Он стал князем в возрасте тридцати лет, причём молодой амбициозный правитель был мудрее иных старцев, не вступая в завоевательные походы, а мирно собирая земли, выкупая территории вокруг Москвы. Но земля без населения - мёртвая, её ни обрабатывать, ни защищать некому. Главное богатство государства это люди и Иван Калита приглашал жителей соседних княжеств переезжать в Москву, создавая для них льготные условия.
Иван Калита брал пример со своего отца Даниила Московского, который княжил тридцать лет, и за все эти годы лишь однажды воевал с рязанским князем Глебом, проявляя необычное по тем воинственным временам миролюбие. На правом берегу Москвы-реки Даниил начал строительство монастыря, имевшего не только духовное, но и оборонное значение - он был окружён массивными стенами. Кстати, это был первый монастырь, построенный в Москве.
Нынешний архитектурный ансамбль возведён в 1560 году по приказу царя Ивана Грозного на том же самом месте. С прошествием веков его территория увеличились в десять раз, монастырь обнесли крепостной стеной с семью башнями, что не спасало от разграбления французскими войсками и потом большевиками-богоборцами, которые в первые годы советской власти разобрали колокольню, уничтожили некрополь и открыли на территории изолятор НКВД.
Даниловские колокола в 1930 году были проданы на вес в США и установлены на колокольне Гарвардского университета. Уже в наши дни после долгих переговоров колокола вернулись из «эмиграции» в Россию.
В монастыре хранятся мощи Святого князя Даниила Московского
Ещё при Брежневе было принято беспрецедентное решение о возвращении одного из столичных монастырей Русской Православной Церкви, власти тогда делали выбор между Донским и Свято-Даниловым. В итоге ещё при советской власти Свято-Данилов монастырь вновь стал действующим и ставропигиальным, что означает управление Московским Патриархатом, в Синодальной резиденции проходят заседания Священного синода. Исторический ансамбль составляют храм Святых отцов, Троицкий собор, церковь Симеона Столпника.
В окрестностях построена часовня святого Даниила Московского и установлен памятник. Примечательно, что Даниил держит меч в ножнах, как символ миролюбия.
Иван Калита пригласил в Москву митрополита Владимирского Петра, сыгравшего немалую роль в утверждении истинной веры и нравственности. Знаковым событием стал перенос кафедры из Владимира в Москву. По совету наставника Иван Калита начал строительство в Кремле Успенского собора, но митрополит Пётр не увидел этот храм завершённым, он ушёл из жизни и был похоронен в стене собора в каменном гробу. А его пророчества сбывались - близилось освобождение от татарского ига и становление Москвы значимым городом.
Успенский собор стал не единственной новой постройкой в московском Кремле, исторический центр города при Калите был перестроен заново - вместо деревянной крепостицы выросли дубовые стены, состоящие из клетей, заполненных камнями. Столь мощная оборона обезопасила город от вражеских набегов. Кремль в его современном облике был построен позднее, когда царь Иван III, продвигал тезис «Москва - третий Рим», стремясь создать в Москве столицу православия. Новые каменные храмы отличались необычными архитектурными решениями, для их возведения были приглашены мастера из Италии.
Кутафья - единственная кремлёвская башня, находящаяся за пределами крепостных стен, её название означает «угловая».
По Троицкому мосту, построенному над рекой Неглинкой, можно пройти к самой высокой башне - Троицкой.
За ней расположен Арсенал (в нём сейчас квартирует Президентский полк), вдоль которого выстроились в ряд древние русские пушки на лафетах, а 835 трофейных наполеновских орудий сложены стопочками в назидание будущим агрессорам.
Дальше находится здание Сенатского дворца и пустырь на месте разрушенного большевиками Вознесенского монастыря.
Заслуга Ивана Калиты состоит в постройке вокруг Кремля новых дубовых стен, которые простояли четверть века с 1339 по 1367 год, а потом Дмитрий Донской возвёл каменную крепость с девятью башнями из известняка. В конце XV века кремлёвская территория увеличилась вдвое и до наших дней сохранила символическую конфигурацию треугольника («Москва - третий Рим» и план был скопирован с крепости второй христианской столицы - Константинополя) и большинство исторических зданий. Своё оборонительное предназначение Кремль давно утратил, но несколько веков оставался царской резиденцией. Последним из правителей, кто не только работал, но и жил в Кремле, был Иосиф Сталин. Сразу после Октябрьской революции кремлёвские храмы были взяты под охрану как музеи и благодаря этому избежали разорения, в них сохранились подлинные иконы и фрески.
Храм Иоанна Лествичника был также построен велением Ивана Калиты. На этом месте позднее выросла 60-метровая колокольня Ивана Великого.
По традиции в крепостях строились соборы. В Кремле их несколько: Архангельский, Благовещенский, Верхоспасский, Успенский собор, заложенный Иваном Калитой. Но тот Успенский собор был заменён при Иване Великом на более масштабное сооружение при возведении которого были казнены не справившиеся с задачей псковские зодчие Кривцов и Мышкин, а реализовал проект Ридольфо (Аристотель) Фиораванти. Впервые в отечественной архитектуре он использовал круглые несущие колонны, на которых держатся своды. Роспись создавала внутренний мир храма, на западной стене изображён Страшный суд с праведниками и грешниками, южная и северная стены представляют картины жития Богородицы от рождения до успения. Современным детям настенная роспись напоминает комиксы, а в старину неграмотным людям важно было постигать православие через эти картины. Кстати, собор был демократичным, Великий князь молился вместе с простолюдинами и лишь для царей и патриархов позднее было отведено особое моленное место.
Иконостас в Успенском соборе. 1967 год
Стена, которая отделяет алтарь от прихожан называется иконостасом. В Успенском соборе иконостас канонический, в пять рядов. Его самый верхний ряд занимают изображения библейских праотцов человечества, Адама, Ноя, Авраама. Второй ряд - пророческий - посвящён пророкам, предсказавшим появление Сына Божьего на планете, эти ряды называют ветхозаветными. Третий ряд - праздничный - заполнен маленькими иконами, посвящёнными двенадцати главным христианским праздникам. В самом важном ряду и иконы самые большие: в центре размещена икона «Спас В Силах», Господь держит руках книгу, открытую на странице «Не судите да не судимы будете», слева от него Богородица, справа - Иоанн Креститель, архангелы и апостолы просят Господа спасти человечество. А самый нижний ряд называется местным.
Фрески и царское молельное место в Успенском соборе. 1975 год:
В центральной части расположены Царские врата, их открывают во время богослужений, но не для царя, правящего на земле, а для Царя Небесного. По обе стороны от врат размещены иконы Богородицы и Иисуса Христа, а следующая икона храмовая - она посвящена именно этой церкви, как визитная карточка. Иконы писали только на доске, но на стенах храмов тоже изображали лики Святых. Эта роспись по сырой штукатурке получила название фреска (от итальянского слова «фреско» - свежая), есть и техника «секко» - по сухой штукатурке. В Успенском соборе на стене иконостаса сохранились даже фрески XV века, это небольшой участок, не смытый во время более поздней росписи. По нему можно предположить, что весь храм был выкрашен синей краской, хотя лазурная краска была очень дорогой, для её приготовления использовали ляпис, привозимый из Афганистана и Саудовской Аравии.
По традиции усопшие покоятся в земле, но если человек признаётся святым, его останки сохраняют в специальных ящиках - раках. В алтаре Успенского собора хранится рака с мощами митрополита Петра. В наши дни в соборе регулярно проводятся богослужения, на которые можно попасть по приглашениям Патриархии.
В усыпальнице в Архангельском соборе покоятся останки Ивана Калиты. 1991 год:
Помимо знаменитых соборов, в Кремле хранятся некоторые знаковые исторические объекты - Царь-пушка и Царь-колокол, возле которых любят делать селфи туристы. Ствол и лафет Царь-пушки изготовлены в разные века, бронзовый ствол весит 40 тонн и имеет диаметр 89 сантиметров, такого калибра история мировой артиллерии не знала. Это не бомбарда (пушка, стреляющая ядрами), а картечница, поэтому её долгое время называли «дробовик российский». В XVI веке в противостоянии с конницей крымского хана актуальнее было не попасть точно в цель, а накрыть огнём значительную площадь поля боя. Известно, что из пушки был произведён тестовый выстрел, на ней присутствует пороховой нагар, но про участие в боевых действиях история умалчивает. А вот лафет и ядра - это «сувенирная продукция» XIX века, когда и появилось название Царь-пушка.
Если Царь-пушка хоть раз стреляла, то другой старинный кремлёвский артефакт - Царь-колокол - никогда не звонил. Он был отлит из 200 тонн уральской бронзы отцом и сыном Моториными по заказу императрицы Анны Иоановны, чей портрет запечатлён на колоколе. Это был грандиозный металлургический проект - колокол отливали тут же в огромной подземной литейной форме, куда 90 печей закачивали бронзу. По технологии готовое изделие должно было остывать в земле 28 суток, но случились сильные пожары и во время тушения вода просочилась в отливку, превратив индустриальный шедевр в металлолом: резкий перепад температуры привёл к появлению трещин. Ещё сотню лет колокол находился в литейной форме, пока не был выставлен на всеобщее обозрение.
Фотографии в полном размере
Название Высоко-Петровского монастыря непосредственно связано с именем митрополита Петра. Монастырский ансамбль сложился в годы правления Петра I, когда в архитектурной моде доминировал стиль «нарышкинское барокко». Спустя сотню лет произошло наполеоновское вторжение и монастырь оказался в эпицентре военных событий - русская армия после Бородинского сражения оставила Москву и на Петровке обосновались оккупанты-французы, в монастыре разместилась ставка нового губернатора и большой отряд кавалерии. В Петровском соборе французы устроили скотобойню для обеспечения провиантом своих солдат, туши висели на крюках и кровь выливалась на Петровку. Здесь же пролилась и кровь москвичей, обвинённых в поджоге города, несколько человек были приговорены к расстрелу и похоронены у крепостной стены.
В 1918 году монастырь был закрыт, Петровский собор использовался как литейный цех, в Боголюбской церкви оборудовано предприятие по ремонту сельскохозяйственной техники, кельи монахов и Нарышкинские палаты превращены в коммунальные квартиры, а в Сергиевском храме позднее разместились учреждения культуры - библиотека Министерства здравоохранения и репетиционные сцены Театра оперетты и ансамбля «Берёзка». Несмотря на запрет, в монастыре образовалась подпольная община монахов, продолжавших служить Богу. В тридцатые годы большинство из них были расстреляны или оказались в ссылках. После 1991 года новая власть вернула монастырь Русской Православной Церкви, в ходе реставрации воссозданы фрески, создан новый иконостас. Боголюбский храм сейчас готовится к проведению реставрационных работ.
Фотографии в полном размере
Храм Христа Спасителя в память о победе в Отечественной войне был построен по проекту Константина Тона и освящён в 1883 году. С приходом к власти большевиков началась антирелигиозная кампания и на месте храма планировалось возвести грандиозный архитектурный памятник новому строю — Дворец Советов. Храм был взорван в 1931 году, проект советского небоскрёба помешала реализовать война и на историческом фундаменте построили открытый плавательный бассейн «Москва».
В 1988 году в атеистическом Советском Союзе торжественно отметили тысячелетие Крещения Руси. Политика государства в отношении религии смягчилась и группы православных стали обращаться с просьбами о возрождении храмов. Возведение исторического храма Христа Спасителя продолжалось 44 года, но с современными строительными технологиями работа спорилась быстрее и заняла всего пять лет. 31 декабря 1999 года храм был открыт для посещения, а в рождественскую ночь отслужена первая торжественная литургия.
На восточном фасаде храма воспроизведены горельефы с изображениями митрополита Петра (он держит в руках свиток с чертежом Успенского собора) и князя Ивана Калиты. В настоящее время эта часть территории закрыта в связи с ремонтом стилобатной части
Третьяковская галерея - ещё одно место православного паломничества, ведь в ней собраны не только шедевры Васнецова, Айвазовского, Сурикова, Шишкина, Нестерова, но и старинные иконы, переданные в первые годы советской власти после закрытия храмов и монастырей. В фондах галереи хранится картина с изображением Ивана Калиты и митрополита Петра в саду. Ещё несколько лет назад эта работа экспонировалась, но сейчас некоторые залы древнерусской живописи закрыты на реконструкцию.
Фотографии в полном размере
Текст и фото: Евгений Чесноков