Надежда Русс: «Песчаная сказка» это наша версия, наше видение восточного фольклора
На своей странице в социальной сети Инстаграм директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный извинился перед своими зрителями. Извинился за то, на ближайшие 64 спектакля нового сказочного шоу «Песчаная сказка», премьера которого состоялась 15 декабря 2018 года, проданы все билеты вплоть до 9 января! И это неудивительно, коллектив Большого Московского цирка совместно с коллективом Гии Эрадзе поразит даже искушённое воображение бывалого зрителя!
Пески Аравийской пустыни, полёты на ковре-самолёте, жители пустыни — верблюды, невероятной красоты номер в воздухе от Аладдина и принцессы Жасмин, роскошь восточного дворца и коварство злых магов, добродушные гиппопотамы и злобные Кобры, пумы и Золотые Скорпионы, сети Жуков-скарабеев, роскошные костюмы и живая музыка, а также множество самых невероятных ошеломляющих приключений ждут вас в новой программе «Песчаная сказка»!
Перед премьерой, корреспондент РБ пообщалась с главной художницей Большого цирка на проспекте Вернадского Надеждой Русс, которая создала потрясающей красоты костюмы и декорации к этой волшебной новогодней сказке и позволила взглянуть на шоу изнутри через рабочий процесс. Эта возможность даёт представление о том, какой уникальной сложности номера и какое громадное количество творческой энергии и времени потрачено на то, чтобы порадовать зрителей, которые придут посмотреть это великолепное шоу.
— В Цирке Запашных новая премьера, шоу, которое называется «Песчаная сказка», на тему арабских сказок. Но у вас уже был подобный спектакль?
— Да, у нас был «Зак-Ли-Натель», но «Песчаная сказка» это совсем другая история, по мотивам различных восточных сказок. Там у нас и Аладдин, и Джин, и маг Джаффар. Кого только нет, всё такое замиксованное. Новое шоу это наша версия, наше видение восточного фольклора.
— Может быть, вы решили сэкономить и использовать старые костюмы?
— Ничего подобного. Всё абсолютно новое, мы работаем с коллективом Гии Эрадзе «Гиппопотамус». Сказка была создана целиком с нуля, никаких старых костюмов мы не использовали. Для этой сказки мы сделали около 300 костюмов и невероятное количество декораций.
— Гия Эрадзе славится своим красочным балетом, у них всегда тоже очень красочные эффектные костюмы. Вы работали в тандеме с их художником?
— Нет, у нас на проекте работает один художник – всё делаю только я, сотрудничаю, так сказать «сама с собой», поэтому коллектив Эрадзе тоже одет в мои костюмы.
— Откуда берутся идеи для создания цирковых костюмов? Из книг, журналов, кино, каких-то иных источников?
— Очень сложно ответить, идеи, образы могут даже присниться. В отношении «Песчаной сказки» пересмотрелось огромное количество разных материалов на восточную тематику. Каждый костюм имеет абсолютно свою фантазийную историю. «Как сделать? — А давайте сделаем фэшн!» И мы делаем фэшн. Каких-то отправных рамок, исходной точки у нас нет, мы не привязываемся к чему-либо конкретному, что обязывает к чему-то. В этот раз у нас созданы декорации специально под разные сцены, чтобы создать соответствующее настроение. В начале, вы увидите, на манеже насыпан песок и всё вокруг в барханах. Мы привезли настоящий кварцевый песок из подмосковного карьера, для которого берут песок для столичных песчаных инсталляций. Потом у нас есть роскошный восточный двор с шатрами, коврами, фонтанами, восточными фонарями. В шоу есть разные страшные сцены, есть настоящие песочные часы, то есть каждая сцена оформлена по своему и очень много внимания было уделено именно антуражу, а не костюмам.
— Вы ориентируетесь на тенденции цирковой моды?
— Не знаю, не могу ответить. Я настолько самобытный художник, и делаю так, как я вижу, использую свою фантазию. Конечно, если мы делаем шоу с использованием современной музыки, современных звуков, современной хореографии, то я это учитываю в своих костюмах, то есть буду стараться делать максимально интересные костюмы, которые будут соответствовать этому направлению. Также музыка для меня является очень важным ориентиром
— А как осуществляется подбор музыки?
— У нас пишется музыка, работают несколько композиторов. Музыка пишется под каждый номер индивидуально и также подбирается образ, свет, антураж, хореография. И наши постановщики всё это собирают в единое. «Песчаную сказку» поставил наш главный режиссёр Евгений Шевцов.
— Есть ли в цирке такое понятие как вторая жизнь костюмов, третья жизнь костюмов?
— Конечно, существует. Бывают форс-мажоры, или приехали не наши номера, что-то может не соответствовать, или у нас четыре часа до выхода, тогда мы достаём из того, что было, какие-то костюмы. Все они у нас почищенные, упакованные, пронумерованные, лежат на наших складах, и мы можем одеть людей. В 2017 году была большая моя авторская выставка в Московском метрополитене на станции «Воробьёвы горы». С 15 декабря открывается выставка «Цирк! Цирк! Цирк!» в Дарвиновском музее, там тоже выставлены мои костюмы.
— Цирк дю Солей гордится тем, что использует ультра продвинутые способы создания костюмов. Вы можете похвалиться подобным?
— Конечно. У нас обязательно снимаются с лиц слепки, под каждое лицо делается своя индивидуальная маска с посадкой, чтобы было комфортно. Также для создания костюмов используем технологии - лазерная резка, 3Dпринтеры. Очень многое создано индивидуальным для конкретного спектакля.
Ткани мы покупаем и приводим в то состояние, которое нам нужно. Специально для нового проекта «Песчаная сказка» были даже созданы ткани, которые нигде не продаются, мы всё, целиком разрабатывали сами. Под специальные технологии был сделан рисунок, который требовала я. Это не просто печать, это накатка фольгой, всё очень сложно, но мне был необходим определённый эффект. То же самое относительно лазерной резки. Она сейчас очень вошла в костюмы, практически ничего не режется руками, только лазером. Это даёт четкость и графику в костюме, руками так сделать невозможно. На спектакле будут выступать джамперы, им на лазере было сделано порядка тысячи деталей, которые только пришили вручную. Вы увидите, что эти детали имеют идеально ровную форму, это бросается в глаза, идеально высокое качество, сразу другой уровень.
— А существует такое понятие как безопасность костюмов?
— Обязательно. Каждый артист рассказывает, что ему удобно или неудобно. Так как в цирке я работаю уже много лет, то, естественно, многое знаю наизусть, что можно, нельзя, что может быть не комфортным. Например, я знаю, люди-«пауки» работают на мачте. Мачта прорезиненная, на ней горит практически всё при трении, то есть используются только определённые материалы, иначе люди останутся без кожи. Любая тонкая ткань расплавляется от трения. Всегда есть какие-то свои индивидуальные особенности для каждого номера, которые надо учитывать обязательно. Вот сейчас на генеральном прогоне у нас случилась ситуация, Костя Расстегаев и Катя Запашная работали воздух, и у Кости восточные штаны такие подсобранные, драпированные. Я сижу, смотрю и вижу, что она боится, ей надо спуститься ногами, сделать сцепку, это сложный опасный трюк, который ребята работают без страховки. Поэтому тут же была произведена замена костюма сразу после номера. Я меняла ему эти штаны, потому что понимала, что это опасно для жизни, опасно для артиста, и, не дай бог, она сорвётся. Не хотелось бы таких инцидентов.
— Возможно, многие сейчас прочитают интервью, и скажут я хочу работать в цирке, хочу создавать цирковые костюмы. Расскажите, пожалуйста, о себе, как вы оказались в цирке?
— Я училась в двух институтах, у меня два образования. По первому образованию я художник и дизайнер архитектурной среды по второму. Я специально для этого училась, осваивала всё, плюс опыт «сын ошибок трудных». Я не сразу пришла в цирк, долгое время работала в Театре оперетты, мне очень нравилось работать в театре, но как-то так получилось, что цирк стал ко мне подкрадываться, подкрадываться, подкрадываться, и я как-то, хоп, и оказалась в цирке. В цирке, кстати, и привлекло, что я театральный художник и по-другому смотрю на вещи, немножко не так подхожу, поэтому я и не знаю, что такое цирковая мода и даже не хочу знать.
— От цирка, от создателей спектакля что вы пожелаете нашим читателям, ваших зрителям в преддверии Нового года? — Ой, приходите к нам на спектакль! Он, действительно, уникальный и мне кажется, что он очень красивый! Это настоящая сказка, хорошая сказка, что в новогоднее время особенно чувствуется. Один песок чего стоит!