"Оскар" - за гуманизм киноискусства!
К концу прошлого месяца были объявлены номинанты (ещё их называют «финалистами») на премию американской киноакадемии «Оскар». В принципе уже по этим фильмам можно рассудить, что является модным в кино, во всяком случае, в американском кино, – что нравится и что беспокоит американских киноакадемиков. Особенно любопытно – насколько эти фильмы демонстрируют лицо сегодняшней Америки, насколько выражают настроения американцев. Если задаться целью изучить историю «Оскара», то есть посмотреть все церемонии награждения кинопремии от ее рождения по сегодняшний день, то воочию видна хроника не только самого «Оскара», но и история самих Соединённых Штатов, - причём наглядно она (история) проявляется как в стиле награждения номинантов и благодарственных речах, так и в фильмах (в первую очередь!). За исключением некоторых, на «Оскарах» побеждает то, что более всего актуально для Америки того времени. Глянув на нынешних «финалистов», можно сделать вывод: Голливуд фактически признаёт, что испытывает дефицит тем, проблем, способов изображения (словно все под копирку). И это на фоне тех хороших фильмов, которые вышли на экраны Европы и Азии. Букет номинантов этого года мне напомнил девиз московского кинофестиваля советской эпохи: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!»... даже такая хорошая картина как «Зелёная книга», не смогла избежать затёртого клише, которое с успехом разыгрывалось ещё в классических американских фильмах – искусство (в данном случае музыка) должно объединить соперников и победить ненависть!
Номинация – лучший фильм:
«Black Panther» - «Чёрная пантера» «BlacKkKlansman» - «Чёрный клановец» «Bohemian Rhapsody» - «Богемская рапсодия»
«The Favourite» - «Фаворитка»
«Green Book» - «Зелёная книга»
«Roma» - «Рома»
«A Star Is Born» - «Звезда родилась»
«Vice» - «Власть»
Фильм Альфонсо Куарона «Рома», который номинирован в десяти категориях – является реальным кандидатом «главного» «Оскара». Бесспорно, в первую очередь за высокую художественную ценность – слияние «частной истории» и «большой истории» под силу только большим мастерам. Хотя, если вспомнить позицию абсолютного большинства американских киноакадемиков по отношению к политике Дональда Трампа, то можно предположить, что тема «Мексики» – «горячая» в Голливуде, поэтому победа «Ромы» будет отражать чёткую позицию либерального Голливуда – никаких стен! А вообще, Куарон – мексиканский режиссёр и его картина должна быть номинирована лишь в категории «лучший фильм на иностранном языке», но Голливуд не признаёт границ и оград (тут же напомню, за последние пять лет мексикансие режиссёры выиграли четыре «Оскара»). В этой номинации мой выбор падает на фильм Спайка Ли. В последнее время в Голливуде вышло много хороших кинолент на тему расизма, но «Чёрный клановец» действительно выделяется – на протяжении всей картины настроение автора трансформируется: гнев сменяется отчаянием и усталостью, трагическое – весельем и радостью. Спайк Ли напоминает Голливуду, что несмотря на окончание эпохи сегрегации, признанный шедевр американского кино – «Рождение нации» Дэвида Гриффита – до сих пор считается пособием в кинорежиссуре, вопреки тому, что фильм почти открыто поддерживает и оправдывает расизм. Между прочим, по мнению критиков – в этой номинации небольшой шанс на победу есть и у «Зелёной книги». Хотя лично для меня персонажи фильма слишком «сладковаты», но для рождественского духа всё ещё царящего в киноакадемии, больше подойдёт фильм Фаррела, нежели серьёзный разбор на тему расизма от Спайка Ли.
Номинация – лучший актёр:
Кристиан Бейл – «Власть»
Брэдли Купер – «Звезда родилась» Уиллем Дефо – «Ван Гог. На пороге вечности»
Рами Малек – «Богемская рапсодия» Вигго Мортенсен – «Зелёная книга»
«Техническая» игра Рами Малека мне не нравится, но всё равно думаю, что он станет обладателем «Оскара» за исполнение роли Фредди Меркьюри. Киноакадемики любят «ремесленников» – их не раздражает копирование знаменитости, если актёр подражает убедительно. На мой взгляд, лучший из представленных номинантов – Вигго Мортенсен. Актёр, который понимает музыку и старается жить, а не играть перед камерой! В последнее время такие артисты в Голливуде – редкость.
Номинация – лучшая актриса:
Ялица Апарисио – «Рома»
Глен Клоуз – «Жена»
Оливия Колман – «Фаворитка»
Леди Гага – «Звезда родилась»
Мелисса Маккарти – «Сможете ли вы меня простить?»
На этот раз моя симпатия совпадает с решением киноакадемиков – награду заслуживает Оливия Колман, – действительно актриса шекспировского уровня (если судить по роли королевы Анны), – характер персонажа строит на нюансах, а дорисовать последний штрих для полноценного завершения образа оставляет зрителю.
Номинация – лучший актёр второго плана:
Махершал Али – «Зелёная книга»
Адам Драйвер – «Чёрный клановец»
Сэм Эллиотт – «Звезда родилась»
Ричард Э. Грант – «Сможете ли вы меня простить?
Сэм Рокуэлл – «Власть»
Конечно же Адам Драйвер должен стать обладателем этого «Оскара». Киноакадемия и весь киномир уже однажды его прокатили, когда не оценили работу в «Патерсоне» Джима Джармуша. Редкий американский актёр обладает столь скупой (в хорошем смысле) выразительностю игровых приёмов. Но в Голливуде такой стиль часто не приемлют. Поэтому, не исключено, что «Оскар» выиграет скорее всего Махершал Али или же Сэм Эллиотт.
Номинация – лучшая актриса второго плана:
Эми Адамс – «Власть»
Марина Де Тавира – «Рома»
Реджина Кинг – «Если Бил-стрит могла бы заговорить»
Эмма Стоун – «Фаворитка»
Рэйчел Вайс – «Фаворитка»
Марина Де Тавира – прекрасная актриса, но не думаю, что мексиканку наградят «Оскаром». Похоже, кинопремию получит какая-нибудь исполнительница из «Фаворитки» – киноакадемики всегда любили карикатуры, особенно в фильмах сатирического жанра («Фаворитка» же, естественно, больше сатира, чем просто костюмированный фильм).
Номинация – лучшая режиссёрская работа:
Спайк Ли – «Чёрный клановец»
Павел Павликовский – «Холодная война»
Йоргос Лантимос – «Фаворитка» Альфонсо Куарон – «Рома»
Адам Маккей – «Власть»
У Альфонсо Куарона в этой номинации тоже есть большой шанс. Спайк Ли, которому я бы без раздумий передала «Оскар», слишком камерный и претенциозный рядом с более масштабными конкурентами. Смешно видеть в этой номинации Павла Павликовского... этого нового Никиту Михалкова, обычного среднего стилиста, который хорошо уловил коньюнктуру (как в своё время Михалков и его брат Михалков-Кончаловский) и миру кинематографа предложил то, что сильнее разбередит душу.
Номинация – лучший оригинальный сцераий:
Дебора Дэвис и Тони Макнамара – «Фаворитка»
Пол Шредер – «Дневник пастыря»
Ник Валлелонга, Брайан Карри, Питер Фаррелли – «Зелёная книга»
Альфонсо Куарон – «Рома»
Адам Маккей – «Власть»
Бесспорно, «Оскар» заслуживает автор сценария фильма «Дневник пастыря» – Пол Шредер. Придёт время и Шредеру поставят памятник за книгу «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон и Дрейер». Возможно, это лучшее, что написали американцы о киноискусстве. Шредер изучает режиссёров, которые с помощью киногероев предлагают зрителю проникнуть за пределы экранного изображения, приобщиться к некой сверхреальности. В «Дневнике пастыря» религия является основной темой. Но уже во второй половине фильма автор оставляет верующего человека «без Бога», будто спрашивает человечество – предсталяет ли оно себе жизнь без веры и иллюзий; вынесло бы оно испытание?
Номинация – лучший адаптированный сценарий:
Джоэл Коэн и Итан Коэн – «Баллада Бастера Скраггса»
Чарли Ватчел, Дэвид Рабинович, Кевин Уиллмотт и Спайк Ли – «Чёрный клановец»
Николь Холофсенер и Джефф Уитти – «Сможете ли вы меня простить?»
Барри Дженкинс – «Если Бил-стрит могла бы заговорить»
Эрик Рот, Брэдли Купер и Уилл Феттерс – «Звезда родилась»
«Если Бил-стрит могла бы заговорить» – нравится мне этот текст Джеймса Болдуина. Тема расизма и нищеты в маленьком романе – важная, хотя книга, конечно же, о любви. В картине хорошо передана атмосфера произведения: страх и ложь – в которых приходится жить героям. Барри Дженкинс уже обладает «Оскаром» за замечательный фильм «Лунный свет», что значительно затрудняет его победу. Хотя, на мой взгляд, в этой номинации у него конкурентов нет.
Номинация – лучшая музыка к фильму:
Людвиг Йорансон – «Чёрная Пантера» Теренс Бланшар – «Чёрный клановец» Николас Бриттел - «Если Бил-стрит могла бы заговорить»
Александр Деспла – «Остров собак»
Марк Шэймен – «Мэри Поппинс возвращается»
Без колебаний Теренсу Бланшару за музыку «Чёрного клановца»! Легкая смесь классического Голливуда семидесятых годов (когда происходит действие фильма) и существующей современной «технологии». Но предполагаю, что «Оскара» передадут «Мэри Поппинс», – Голливуд любит хорошие компиляции.
Номинация – лучшая песня к фильму:
«All the Stars» – «Чёрная Пантера»
«I’ll Fight» – «RBG»
«The Place Where Lost Things Go» – «Мэри Поппинс возвращается»
«Shallow» – «Звезда родилась»
«When A Cowboy Trades His Spurs For Wings» – «Баллада Бастера Скраггса»
«When A Cowboy Trades His Spurs For Wings» – песня из фильма «Баллада Бастера Скраггса» – действительно подойдет церемонии вручения наград премии «Оскар». К тому же, композиция специально создана для киноленты. Но представляю как были раздражены поклонники братьев Коэн, когда увидели своего избранника не в главной номинации.
Номинация – лучшая работа художника:
«Чёрная Пантера»
«Фаворитка»
«Человек на луне»
«Мэри Поппинс возвращается»
«Рома»
Полагаю, что «Фаворитка» уже обладает этим «Оскаром»! Поистине великолепная работа. Порой в картине костюмы лучше характеризуют персонажей, чем актёры.
Номинация – лучшая операторская работа:
Лукаш Жал – «Холодная война»
Робби Райан – «Фаворитка»
Калеб Дешанель – «Работа без авторства» (к сожалению, данный фильм не нашла на широких просторах интеренета и, соответственно, его не помотрела. Поэтому в моём обзоре он не учитывается)
Альфонсо Куарон –«Рома»
Мэттью Либатик – «Звезда родилась»
Ирландский оператор Робби Райан реально заслуживает стать лауреатом «Оскара». В «Фаворитке» Лантимос предложил некую игру историей и культурными клише, – и это более всего видно не в режиссуре и сценарии, а в изображении, – как говорят французы о хорошем кино – «будто автор нам подмигивает».
Номинация – лучший фильм на иностранном языке:
«Капернаум» (Ливан) (к сожалению, данный фильм тоже не нашла в интернете и, соответственно, не учла в обзоре) «Холодная война» (Польша)
«Работа без авторства» (Германия)
«Рома» (Мексика)
«Магазинные воришки» (Япония)
С тысяча девятьсот шестьдесят второго года ни один корейский фильм не был номинирован на «Оскар». При этом корейские картины постоянно побеждают на больших кинофестивалях. А прошлогодняя лучшая кинолента (на мой взгляд, кончно) «Пылающий» – лидирует во многих опросах. Но Голливуд всё еще не признаёт корейское кино. Зато не может расстаться с Павлом Павликовским (его «Ида» уже получила «Оскар») и его непристойный, вульгарный примитивизм «Холодную войну» – оглашает среди номинантов лучшего фильма на иностранном языке. В этой номинации наибольший шанс на победу есть у «Ромы». Но моим фаворитом является фильм Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки» – эдакая альтернатива тому «сопливому гуманизму», который в немалых количествах можно было узреть в Голливуде прошлого года и предположительно еще предстоит наблюдать на церемонии вручения наград премии «Оскар».