Дешевый трюк за миллион фунтов - браво, Бэнкси :/

10.10.2018 08:14:03

Современное искусство все больше теряет связь с сущностью искусства. Оно не слишком заботится о том эстетическом впечатлении, которое производит на читателя, зрителя или слушателя. Вместо того, чтобы взывать к душевно-духовному, современное искусство морочится с нашим мозгом, с нашими интеллектуальными способностями и, в особенности, с нашим ощущением иронии. Тут я никому никакой Америки не открываю - а просто с самого начала констатирую свою позицию человека, удивленного и расстроенного тем, что ширпотребитель настолько долго и упорно продолжает ширпотреблять такой ширпотреб.

Как вы знаете, на прошлой неделе картинку Бэнкси продали на Сотбиз за £1 миллион. Как только сделка была заключена - встроенный в раму шредер приступил к уничтожению произведения. Автор же его в это время прилежно освещал происходящее в твиттере.

Суть выходки, которая настолько восхитила публику, заключалась вовсе не в том, что произведение искусство подвергли уничтожению на всеобщем обозрении. История человечества и не такое видала. Взять тот же Храм Христа Спасителя. Сначала взорвем - потом отстроим, фигли-то. И цена этого баловства уж точно превышает жалкенький £1 миллион.

Цимес бэнксиевского прикола в том, что почтеннейшая публика продолжает искренне ржать над шуткой, которая уже не то что бородой обросла, а еще и плесенью покрылась. Когда вообще впервые в истории деятель искусства заявил в лицо свои обожателям “Блин, ну вы и придурки!”? В истории современного искусства пусть не первым, но несомненно одним из самых удачливых стал Малевич. Кто-то видит в его “Квадрате” глубинную философию. Я вижу гейзер садо-сарказма. Малевич и впрямь был гением. Но не потому, что намалевал свой квадрат - а потому, что вдолбил в бошки юзверям искусства, что на пьедестал шедевра можно возвести любую фигню.

Аналогично, треш-медоточивое трио dOP назвала свой дебютный альбом Greatest Hits. Только там фишка была уже не в том, чтобы под оберткой с надписью “Конфетка!!!” продавать хлам - а в том, чтобы под оберткой “Я над тобой стебусь, но за стеб расплачиваюсь честно”, обнаружить неподдельный бриллиант. Хлещущие водку из горла и вечно обмотанные в какие-то секондхэндовские тряпки dOP вовремя сообразили: к XXI веку люди искусства уже выжали все соки из парадигмы “впаривай ахинею за миллионы”. Пришла пора иронии более тонкой, чуткой и с неким смысловым ядром. Как в том же 1 Gramm и заявлено: bad taste, but good flavour.

Туда же Бегбедер. Писал о художнике, готовом отрезать себе обе руки во время перформанса. Задолго до Бэнкси Фредерик уловил: актуален уже не сам факт производства фрикотрэша, а факт иронизирования над ним. В свое время такая стратегия была более чем уместна. Единственный нюанс тут заключается во фразе - “в свое время”. Воды и виски с тех пор утекло немало. Хочешь продолжать давить на педаль эпатажа и провокации - разрабатывай свои стратегии, а не те, что достались от прабабушки. Иначе… просто скучно.

Шредер Бэнкси - это никакое не искусство, не инновация и не ирония. Отчасти, это демонстрация превосходства технологии над так называемым “чувством прекрасного” и высоколобой эстетикой. Только… это же на самом деле не превосходство никакое. В мире дополненной реальности, хирургического телеприсутствия и смарт-домов кого можно удивить встроенными в рамку железными челюстями? Может, зрителям следует начать падать в обморок также и от зрелища аппаратного педикюра?

Отчасти, это был псевдоманифест псевдоконтркультурного артиста, который наглухо завяз в своей колее (и тем не менее понимает, что его ширпотребитель завяз там по еще более глубокие уши). Вместо того, чтоб размениваться на инновационность и подлинную контр-культуру, Бэнкси сделал ставку на молью траченный трюк.

И выиграл.

И был прав.

В конце концов, кого волнует, что такое искусство на самом деле. Смысл игры = бабло + хайп.


0
0 наград
Отобразить форму комментирования
Комментарии